Военная ипотека - инструкция по применению. Включение в реестр военной ипотеки


Военная ипотека - инструкция по применению: Что делать если срок для включения в реестр прошел, а уведомления нет

Однако, как поступать, если срок для включения в реестр прошел, а письменного уведомление для включения в реестр участников НИС военнослужащий не получил. В этом случае нельзя сидеть «сложа руки», а необходимо обязательно выяснить причину отсутствия уведомления. Причины могут быть абсолютно разными.

 Для военнослужащего, относящегося к добровольной категории, основанием для включения в реестр является зарегистрированный рапорт на включение в реестр. Если его нет, то говорить о включении в НИС нет смысла. В интернете часто встречаются истории военнослужащих, у которых рапорт на включение был утерян, как следствие, они не были включены в систему и не обратили внимания на отсутствие уведомления, а выяснились эти обстоятельства только тогда, когда они задумались о покупке жилья.

Во избежание спорных ситуаций, я бы советовала хранить у себя копию зарегистрированного рапорта и, если есть возможность, сделать копию той страницы журнала учета служебных документов, на которой произведена запись о регистрации рапорта и не забывать об уведомлении, которое должно быть вручено в разумный срок.

При этом надо учитывать следующие обстоятельства. А именно, 3 месячный срок надо исчислять с даты возникновения основания и до даты фактического включения в реестр. На последующие действия (вручение уведомления) этот срок уже не распространяется.

Так, пункт 20 приказа Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. № 166 устанавливает, что ДЖО должен направить РУЖО уведомление для передачи военнослужащему не позднее 20 числа каждого месяца. В свою очередь конкретного срока, в течение которого РУЖО должен направить в воинскую часть уведомление, нет. Однако этот срок в любом случае не должен превышать 2 месяцев с даты получения уведомления от ДЖО (поскольку пункт 21 приказа Министра обороны РФ 2013 года № 166 обязывает в двухмесячный срок представить в ДЖО отчет об отправке уведомления о включении в реестр в воинскую часть). Если в разумные сроки военнослужащему не вручили уведомление, ему следует обратиться  к ответственному должностному лицу воинской части и попросить поднять его личное дело. А далее порядок действий для участников НИС «01» категории и всех остальных категорий, немного отличается, поскольку отличается и сам порядок включения в реестр. Для участников НИС (кроме «01» категории) порядок действий следующий: 1. Если в личном деле нет уведомления, а в личной карточке участника НИС отсутствуют сведения о его регистрационном номере, военнослужащему необходимо узнать, формировался ли в отношении него список данных для включения в реестр и отправлялся ли комплект документов в РУЖО (того военного округа, где дислоцируется воинская часть). 2. Далее, на мой взгляд, все действия необходимо совершать ответственному лицу. Но если к ответственному лицу нет доверия, все нижеуказанные действия может совершить и сам военнослужащий, а именно: поднять журнал служебной корреспонденции и узнать исходящий номер документа, отправленного в РУЖО. 3. Созвонится с должностным лицом РУЖО, ответственным за оформление документов НИС, и уточнить, поступало ли уведомление от ДЖО и направлялось ли оно в адрес воинской части. Если направлялось - уточнить дату и номер исходящего документа. Если нет - уточнить, поступал ли список из воинской части и включались ли данные по конкретному военнослужащему в сводный список. Если да – уточнить, когда сводный список был отправлен в ДЖО и за каким исходящим номером. 4. Созвонится с отделом ДЖО, ответственным за ведение реестра, и уточнить, включался ли конкретный военнослужащий в реестр, какой ему присвоен регистрационный номер, и когда уведомление было направлено в РУЖО. На одном из этих этапов уведомление должно быть обнаружено. Для участников НИС «01» категории порядок действий следующий: 1. Если в личном деле нет уведомления, а в личной карточке участника НИС отсутствуют сведения о его регистрационном номере, то необходимо узнать номер исходящего документа о направлении сведений для включения в реестр ВВУЗом, который указан в карточке участника – графа 12. 2. Выяснить у ответственного лица, направлялись ли сведения о его прибытии к месту службы в РУЖО (того военного округа, где дислоцируется воинская часть). 3. Созвонится с должностным лицом РУЖО (того военного округа, где дислоцируется воинская часть), ответственным за оформление документов НИС, и уточнить, поступало ли уведомление от ДЖО и направлялось ли оно в адрес воинской части. Если направлялось - уточнить дату и номер исходящего документа. 4. Созвонится с отделом ДЖО, ответственным за ведение реестра, и уточнить, включался ли конкретный военнослужащий в реестр, какой ему присвоен регистрационный номер и когда уведомление было направлено в РУЖО. 5. Если военнослужащий не включен в реестр, потому что данные по нему не были представлены в сводном списке, то созвонится с РУЖО (на территории которого дислоцируется ВВУЗ) и уточнить по какой причине сведения не были представлены в ДЖО. Если военнослужащий не был включен в сводный список, потому что ВВУЗ не представил на него сведения, то ему необходимо письменно обратится к командиру воинской части и, описав ситуацию, попросить поручить направить сведения на включение его в реестр. В этом случае, порядок прохождения документов на включение в НИС аналогичен порядку для включения всех остальных категорий. Но датой возникновения основания все равно будет дата присвоения первого воинского звания офицера. Нет смысла обращаться в ВВУЗ с просьбой направить сведения на включение, так как там нет личного дела и, как следствие, отсутствуют данные для составления списка. Таким образом, еще раз хочу отметить, что возможны разные ситуации при включении в систему и для того, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что Вы в этой системе находитесь, надо иметь на руках уведомление о включении в реестр НИС. В противном случае - предпринять все действия, направленные на выяснении причины его отсутствия. Военнослужащий, не получивший уведомление в разумный срок, должен следовать по пути прохождения документов от воинской части до ДЖО и обратно. Конечно, военнослужащий может сразу позвонить в ДЖО и узнать включен ли он в реестр. Однако, в случае отрицательного ответа, ему все равно придется следовать по указанному выше порядку.  

Если военнослужащий включен в реестр, а уведомление все - таки не найдено, то остается возможность получить дубликат уведомления. Для этого необходимо обратится в ДЖО с письменным заявлением о его выдаче.

voenipoteka.blogspot.com

Сколько ждать реестр? - Военная ипотека

Статья 9 закона «О НИС» указывают, что военнослужащие могут вступить в накопительную программу двумя способами: либо путём подачи рапорта, либо путём наступления условий, которые повлекут автоматическое включение военнослужащего в реестр НИС. Если военный подаёт рапорт для включения в реестр, то он является добровольным участником НИС. Если военный вступает в НИС при наступлении тех или иных условий, то он является обязательным участником военной ипотеки.Военнослужащим - участникам НИС средства по военной ипотеке начинают начислять только с момента возникновения оснований для вступления в программу. Они указаны в части 2 статьи 9 закона «О НИС». Для добровольных участников НИС основанием является рапорт. Следовательно, деньги начисляются с даты подачи рапорта. Есть ли военный служил 10 лет, но рапорт подал, к примеру, на 11 году службы, то в таком случае предыдущие годы оплаченный не буду, но они будут включены в общую продолжительность службы, которая необходима для возникновения у военнослужащего права на использование накоплений.Согласно статье 10 закона «О НИС» данное право возникает в том случае, если военный имеет 10 лет календарный выслуги и увольняется по льготным основаниям, к которым относятся состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия, семейные обстоятельства и достижение предельного возраста нахождения на службе, или имеет 20 лет как льготной, так и календарной выслуги.Идём далее, после подачи рапорта военнослужащий включается в реестр участников НИС спустя три года участия в программе. Только после трёх лет участия в программе военный получает право воспользоваться ЦЖЗ. Эти три года необходимы именно для того, чтобы военнослужащий смог накопить первоначальный взнос, который в дальнейшем используется в банке при взятии военной ипотеке.То, что вы ждёте, называется не реестр, а уведомление о включении в реестр участников НИС. Оно приходит в ближайшее время. В нём содержится регистрационный номер, который необходим в ряде случаев. К примеру, для проверки баланса накопительного счёта на сайте ФГКУ «Росвоенипотека». Если уведомление в ближайшее время не придёт, то необходимо обращаться за помощью к лицу, ответственному за военную ипотеку в части, или непосредственно в РУЖО.

gosvoenipoteka.ru

Правовые последствия ошибочного включения военнослужащего в реестр участников НИС

Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим гарантировано право на обеспечение жилыми помещениями в форме:

  • предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений 
  • предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из форм обеспечения жильем является предоставление денежных средств участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определен перечень участников данной системы.

Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление данного перечня, на практике возникают ситуации, при которых происходит ошибочное включение военнослужащих в реестр участников НИС.

Разумеется, указанное обстоятельство порождает определенные правовые последствия как для самого ошибочно включенного в реестр военнослужащего, так и для уполномоченных, регистрирующих органов и должностных лиц воинских частей, отвечающих за организацию работы по ведению реестра участников НИС.

В целях минимизации отрицательных последствий имеется необходимость прекращения правоотношений с ошибочно включенным в реестр участников НИС военнослужащим.

Каким образом происходит прекращение данных правоотношений?

Анализ правовых норм, регламентирующих механизм функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, позволяет сделать вывод о том, что прекратить правоотношения возможно двумя способами.

Во-первых, путем исключения (исключить — означает устранение, удаление из состава чего-нибудь) военнослужащего из реестра участника НИС.

Частью 3 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе предусмотрено, что основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС является:

  • увольнение его с военной службы;
  • исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
  • исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Изданные во исполнение указанного закона постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89, от 7 ноября 2005 г. № 655 также отражают данные основания для исключения военнослужащих из реестра участников НИС.

Аналогично обстоит дело и с приказами федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба (приказы ФСБ России от 13 марта 2017 г. № 136, ФСО России от 23 ноября 2005 г. № 450, Минобороны России от 24 апреля 2017 г. № 245 и др.).

Содержание названных правовых норм указывает на то, что военнослужащий может быть исключен из реестра участников НИС только при наличии оснований, указанных в законе. Указанное обстоятельство логично в силу того, что закон заведомо не должен предусматривать ошибочного включения военнослужащих в реестр.

Однако вопрос о том, как все-таки прекратить возникшие правоотношения, остается.

Во-вторых, согласно п. 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника НИС, при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на счете, возвращаются в федеральный бюджет.

Аннулирование – есть отмена, объявление недействительным какого-либо акта, договора, прав или полномочий.

В нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба, не раскрывается напрямую процесс аннулирования, вместе с тем указываются основания для внесения изменений в реестр участников НИС.

Так, например, пунктом 19 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 24 апреля 2017 г. № 245, в качестве основания для внесения изменений предусмотрено несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр участников НИС, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС.

При наличии указанного основания федеральный орган исполнительной власти представляет в регистрирующий орган (ФГКУ «Росвоенипотека») в соответствии с п. 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, сведения о внесении изменений в реестр.

На примере Минобороны России указанные сведения представляются подразделениями жилищного обеспечения в виде сводной таблицы изменений, которые направлены на присвоение иного признака участника НИС.

На первый взгляд указанные действия (исключение, внесение изменений) являются идентичными. Однако, с логической точки зрения если участник включен в реестр, то он должен быть и исключен из него.

Практика рассмотрения судами общей юрисдикции дел, связанных с исключением из реестра участников НИС, закрепила позицию о незаконности исключения из реестра НИС.

Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации.

В своем определении от 15 июня 2017 г. по делу № 206-КГ17-4 суд указывает, что аннулирование регистрационного номера участника НИС в случае ошибочного открытия именного накопительного счета возможно только до предоставления участнику НИС средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего, а также, что отсутствуют основания (предусмотренные Законом) для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета.

Судом в качестве обоснования позиции указывается, что в противном случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Вывод.

Таким образом, можно прийти к выводу, что возникшие правоотношения между военнослужащим и уполномоченным органом и должностными лицами, отвечающими за организацию работы по ведению реестра участников НИС, прекращаются не в результате исключения из реестра, а в результате внесения изменений в него.

Следует отметить, что указанное обстоятельство, а также низкий уровень разъяснительной работы в воинских частях порождает непонимание у военнослужащих и как следствие обращения в судебные органы за защитой своих прав с административными исковыми заявлениями об оспаривании незаконного, по мнению военнослужащих, исключения из реестра.

 

Автор: Иванов В. Ю., юрист

voen-pravo.ru